Маскулинные и феминные качества студенток вуза

Актуальность. Еще со времен античности мужское и женское рассматривалось как нечто разное, взаимодополняющее. Символическая ассоциация мужского с рациональным и женскою с эмоциональным прочно утвердилась в греческой философии. Мужское выстраивалось в ряд с активной, детерминирующей формой, женское - с пассивной, хаотичной материей. В настоящее время проблеме тендерных отличий мужчин и женщин также уделяется особое внимание как зарубежных, так и отечественных специалистов. Все больше исследований, посвященных этому аспекту, указывают на синтез маскулинных и фемииных качеств у мужчин и женщин.. Во всем многообразии, факторов, это определяется интересами и профессиональной деятельностью человека.

Целью нашего исследования является изучение маскулинных и феминных качеств у студенток факультета физической культуры и спорта и факультета социальной педагогики и психологии.

Гипотеза исследования: у девушек, обучающихся на факультете физической культуры и спорта, преобладают маскулинные качества над феминными, а у студенток факультета социальной педагогики и психологии феминных качеств больше, чем маскулинных.

Методы исследования: опросный метод (опросник Сандры Бем). Сандра Бем, автор андрогиниой модели, определила половые различия мужчин и женщин:

1.    маскулинные мужчины - нечувствительны, энергичны, честолюбивы и свободны;

2.    маскулинные женщины - обладают сильной волей, склоны соперничать с мужчинами и претендовать на их место в профессии, социуме, сексе;

3.    феминные мужчины - очень чувственны, ценят человеческие отношения; часто относятся к миру искусства;

4.    феминные женщины - архаичный тип, абсолютно терпеливые; женщины, которые охотно соглашаются быть фоном в жизни близких для них людей; отличаются выдержкой, верностью, отсутствием эгоизма;

5.    андрогинные мужчины - сочетают в себе продуктивность и чувствительность, нередко преобладает выбор гуманных профессий (врач, учитель);

6.    андрогинные женщины - осуществляют мужские задачи, используя при этом женские средства (коммуникативность, женственность);

7.    недифференцируемые мужчины и женщины - характеризуются недостатком либидо в широком смысле и очень страдают от нехватки жизненных сил.

Соотношение в обществе вышеперечисленных половых различий неоднородно. Для определения маскулинных и феминных качеств у студенток мы провели исследование с использованием опросника Сандры Бем в ВГУ им. П.М. Машерова на факультете физической культуры и спорта и факультете социальной педагогики и психологии, в котором приняло участие 40 девушек (по 20 из каждого факультета) в возрасте 18-21 года. Нами были получены следующие результаты. На факультете физической культуры и спорта у девушек показатели маскулинности и феминности образуют синтез в виде андрогинности - величина индекса равна 0,4. Это свидетельствует о высокой жизнестойкости студенток, они успешно самореализуются в работе (учебе), общении, семье. При ответе на вопросы 11 девушек отметили, что они женственны (20-й пункт опросника) и 7, что они мужественны (40-й пункт опросника)..

У студенток факультета социальной педагогики и психологии преобладают показатели феминности - значение основного индекса равно 1,03. это говорит о терпеливости, выдержке, верности, отсутствии эгоизма у этих девушек. Такое качество, как женственность отметили у себя все девушки (20 человек), а мужественность - только 3 девушки.

Следовательно, наша гипотеза о том. что у студенток факультета физической культуры и спорта преобладают маскулинные качества над феминными, а у студенток факультета социальной педагогики и психологии показатели феминности выше, чем маскулинности, подтвердилась частично Так, у студенток, обучающихся на факультете физической культуры и спорта, отмечен синтез маскулинных и феминных качеств. При проведении исследования нами пе учитывалась специальность, по которой обучаются девушки. Очевидно, что у студенток, занимающихся борьбой, тяжелой атлетикой и др., показатели маскулинности преобладают нал показателями феминности. Поэтому мы намерены продолжить исследования в данной области, чтобы получить достоверные данные. Следовательно, гипотеза относительно данной выборки не подтвердилась.

Результаты по другой выборке (среди студенток факультета социальной педагогики и психологии) подтвердили поставленную ранее гипотезу - у девушек преобладают фе ми иные качества. Причиной этого может служить специфика факультета, на котором обучаются студентки.

Таким образом, несмотря на большое внимание к проблеме тендерных отличий, в этой области существует еще много проблем, которые нужно решать. Большое внимание необходимо уделять современным исследованиям, которые помогут выявить тенденции развития в данной области.

К

Категории