Становление теории и практики массового музыкального воспитания в истории отечественной педагогики

Основной задачей куль:урной революции в молодом социалистическом государстве стала ликвидация безграмотности. В мировой истории образования это был уникальный опыт введения обязательного образования всего населения от 5 до 50 лет на русском или родном языке.

Не менее грандиозный эксперимент начинался в массовой общеобразовательной школе и в области эстетического воспитания детей и молодежи. Уже с первых лет существования Советского государства, с первых школьных программ был взят курс на всестороннее развитие личности, формирование ее творческих способностей. В «Основных принципах единой трудовой школы» указывалось на то, что «под эстетическим образованием надо понимать не преподавание какого-то упрощенного искусства, а систематическое развитие органов чувств и творческих способностей, что расширяет возможность наслаждаться красотой и создавать ее». В программе школы по музыке 1921 года говорилось, что школа должна дать учащимся умение сознательно слушать, понимать и творить музыку.

Фундаментальный вклад в становление и развитие теории и практики массового музыкального воспитания и образования, в организацию этого нового для страны дела внесли разносторонне одаренные деятели музыкальной культуры, великие энтузиасты идеи массового музыкального воспитания Б. Л. Яворский (1877—1942 гг.) и Б.В.Асафьев (1884—1949 гг.). Они были современниками, познакомились в 1915 году, но содружества не возникло. В 20-е годы XX века работы Б. В. Асафьева активно публикуются, а идеи Б. Л. Яворского распространяются в основном в его личной переписке или устно. Тем не менее, анализ их письменного наследия показывает, что в их музыкально-педагогическом наследии содержится много созвучных идей. Среди них:

Школу они понимали как важный центр создания новой культуры, воспитания музыкального сознания нового слушателя. Б. В.Асафьев писал в одной из своих работ, что музыкально-педагогическая работа в школе - это «самое важное, самое насущное и требующее наиболее живых сил дело нашей музыкальной действительности». Важнейшей задачей формирования музыкальной культуры общества Б. В. Асафьев считал разработку вопросов теории и практики подготовки слушателей. Суть нового подхода к массовому музыкальному воспитанию можно выразить словами самого Б. В. Асафьева: «Все проявления музыки должны стать понятны через первоначальные ощущения музыки, все знания о музыке должны быть основаны на живом ее ощущении. И так учить музыке до сих пор не умели». В их работах были сформулированы: новые понятия - «общее музыкальное образование», «музыкальное воспитание»; цели и задачи их реализации в условиях школьного образования; определены виды музыкальной деятельности на уроке музыки и его структура; разработаны принципы и методы музыкального воспитания. Большое внимание уделялось вопросам детского творчества средствами музыкального искусства.

Общеизвестно, что в 30-е годы XX в. все педагогические эксперименты 20-х годов были отменены специальным постановлением ЦК ВКП(б), прекратились все дискуссии. Учебный процесс в школе стал носить односторонний книжный характер, деятельность учителя и учащихся жестко регламентировалась. Во главу угла, в том числе и на уроках музыки, снова были поставлены знания, умения и навыки.

Литература

1.    Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Л., 1973.

2.    Музыкальное образование в школе / под ред. Л. Б. Школяр. М., 2001.

3.    Яворский Б. Л. Статьи, воспоминания, переписка / сост. И. С. Рабинович. М., 1979. Т. 1.

Категории