К вопросу определения понятия «готовность ребенка к школе»

Проблема готовности детей к школе уже давно стала значимой не только для ученых, педагогов и родителей, она стала социально-значимой для страны в целом. Многие связывают степень эффективности начальной школы с недостаточно высоким уровнем подготовки детей к школе, с низким уровнем, их здоровья и умственного развития.

Переход ребенка в школу - качественно новый этап в его развитии. Этот этап связан с изменением «социальной ситуацией развития», с личными новообразованиями, которые Л.В. Выготский назвал «кризисом семи лег». Результатом подготовки является готовность к школе. Эти два термина связаны между собой причинно-следственными отношениями: готовность к школе непосредственно зависит от качества подготовки.

Эта проблема отражена как в работах зарубежных исследователей, так и отечественных. В зарубежных исследованиях (Г. Гетцер, А.Керн, Я. Йирасек и др.) традиционно выделяется три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный.

Под интеллектуальной зрелостью понимают дифференцированное восприятие, включающее: концентрацию внимания; аналитическое мышление; возможность логическою запоминания; умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторная координация. Понимаемая таким образом интеллектуальная зрелость отражает функциональное созревание головного мозга.

Эмоциональная зрелость в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательные, задания.

К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинить свое поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.

В отечественной психологии и педагогике проблема готовности ребенка к началу систематического школьного обучения изучалась в различных аспектах (Л.С. Выготский, Л.И.Божович, Д.Б.Эльконин, Н Г. Салмина и др.). Наиболее интересным подходом к определению «Готовность ребенка к школе» нам представляются рассуждения Л.С. Выготского и в контексте специфики обучения детей дошкольного и школьного возраста. По мнению Л.С.Выготского для детей раннего возраста характерно спонтанное обучение, они просто не в состоянии обучаться по программе другого. По мере взросления ребенка возрастает удельный вес реактивного обучения, которое и является важнейшей характеристикой подготовленности ребенка к формированию собственно учебной деятельности. Д.Б.Эльконин основное содержание понятия «психологическая готовность к обучению в школе» возможно соотносит с «готовностью к учебной деятельности (учению).

Из таких посылок следует, что успешность школьного обучения определяется, с одной стороны закономерностями и индивидуальными особенностями учащегося, с другой -спецификой учебного материала.

«Готовность к обучению в школе» понятие, в равной степени зависящее от физиологического, социального и психического развития ребенка. Мы понимаем это не разными видами, а разными сторонами проявления готовности в различных формах активности. Подтверждение мы находили в трудах В.А.Сухомлинского, Л.И.Божова, А.В.Запорожца и других.

Так выделяется общая и специальная готовность детей к школе. К общей готовности относятся: физическая, личностная, интеллектуальная. К специальной — подготовка детей к усвоению предметов курса начальной школы. К ним можно отнести первоначальные навыки чтения, письма и др.

Физическая готовность включает состояние здоровья будущего школьника: телосложение, осанку, двигательные навыки и качества. Физическую работоспособность. Следует заметить, что требования систематического обучения, новый режим не должны быть обременительны для ребенка и, тем более, не ухудшать его здоровье.

Личностная готовность охватывает три основные сферы жизненных отношений ребенка: отношения с окружающими взрослыми, взаимоотношения со сверстниками, отношение ребенка к самому себе.

Центральным показателем интеллектуального развития у детей к концу дошкольного возраста считается сформированность образного и основ словесно-логического мышления {А, В.Запорожец, Н. Н. Подъяков)

Исхода из выше сказанного, структурно- системное образование, готовность ребенка к школе необходимо прежде всего рассматривать в аспекте становления и развития психологической системы учебной деятельности. Ее основные компоненты закладываются в дошкольный период в привычных для ребенка видах деятельности.

С этих позиций, мы определяем « готовность к школе» как готовность к усвоению определений части культуры, включенной в содержание образования в форме учебной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА:

1.    Бадулина О.И К проблеме преемственности .дошкольного и начпльного образования. //

Начальная школа. 2002 - №1. - с.25-26..

2.    Васильев В.Г., Мпшшбаева А.А., Дурнева А.А. Дошкольное воспитание и проблема перехода в школу // Начальная школа. 2001 "№11.- с.24-26.

Категории