Роль учебника в личностно-ориентированном обучении (дидактический аспект)

Важную роль в обеспечении личностного развития учащихся выполняет школьный учебник. В личностно-ориентированном обучении целевой и структурной основой конструирования учебников служат соответствующие качества личности учащихся, которые развиваются в ходе специально организуемой деятельности. Сверхзадача учебника – помощь в обеспечении личностного развития учащегося по отношению к изучаемому курсу. Решать эту задачу можно на основе специальных средств, с помощью которых организуется образовательная деятельность учеников. Это прежде всего исследовательская, творческая деятельность ученика, его участие в диалоге с автором или персонажами учебника, сопоставление различных точек зрения и подходов, включение оценочной позиции по отношению к материалу, рефлексивное осмысление прочитанного.

В соответствии с культурологической концепцией содержания образования, основными компонентами содержания учебника выступают информативный, репродуктивный, творческий и эмоционально – ценностный компоненты. Каждый компонент имеет определённый состав и средства воплощения в учебнике.

Информативный компонент представлен в учебнике в форме вербального и символического изложения, а также иллюстративным материалом (лексика, факты, законы, методологические и оценочные знания).

Репродуктивные задания (репродуктивный компонент) ориентируют на общеучебные, предметно – познавательные и практические действия.

Процедуры творческой деятельности (творческий компонент) задаются с помощью проблемного изложения, проблемных вопросов и задач, эвристических заданий, свернутого текста.

Эмоционально – ценностный компонент отражает мировоззренческую, нравственную, практико–трудовую, идейную, эстетическую и другие направленности. Это обеспечивается яркостью и изобразительностью изображения, обращением к жизненным проблемам и личному опыту учеников, парадоксами и другими средствами (1, с. 215).

Можно выделить некоторые особенности школьного учебника как важного средства обучения:

В учебниках «Музыка» для начальной школы основные компоненты представлены следующим образом: информационный компонент (знания) представлен в виде текста; репродуктивный компонент – зафиксирован в виде учебных заданий; творческий компонент представлен в виде постановки творческих задач; эмоционально – ценностный компонент дан через нотные примеры, предполагающие восприятие музыки детьми как вида искусства.

Таким образом, критериями личностной ориентации учебника являются следующие отображенные в нем соотношения: информационный и деятельностный компоненты; продуктивный и репродуктивный; изучение реального мира и готовых знаний о нем.

ЛИТЕРАТУРА

1. Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения. Дидактика и методика. – М.: Изд. центр «Академия», 2007. – 352с.

Скачать статью               Обсудить на форуме

Категории