Развитие музыкально-исполнительских навыков у студентов музыкально-педагогического факультета (на реперт. Белорусских компози

Зубрицкая О.Г. РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ

У СТУДЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА (на репертуаре современных белорусских композиторов)

Преподаватель музыки общеобразовательной школы должен обладать достаточно развитыми музыкально-исполнительскими навыками. Точное воплощение музыкального образа невозможно, если преподаватель не обладает определенными личностно-профессиональными качествами. Таковыми являются: чувство формы, звукоизвлечение, развитые технические навыки, передача стилевых особенностей автора, образное мышление, музыкально-педагогическая направленность исполнительского сотворчества и т. д.

Особое значение имеет приобщение будущих учителей музыки к творчеству современных белорусских композиторов: необычность музыкального языка, своеобразие музыкальных построений, особенности пианистических приемов, национальный колорит, передающий ментальность белорусского народа - все это позволяет формировать исполнительские навыки студентов на национальном фортепианном материале.

Чтобы исполнение белорусского репертуара стало по-настоящему интересным, будущий педагог-музыкант должен в полной мере выявить специфику новой музыки и ее характерные художественные черты. Особенности художественных образов фортепианных произведений проявляются в своеобразии музыкального языка, необычности внутреннего развития, обилии неожиданных национальных построений. Самобытность и гуманизм музыкальных образов объясняется опорой их на интонации народной музыки.

Развитие у студентов умений и навыков правильного и выразительного воплощения музыкальных образов произведений белорусских авторов важно и потому, что в современных условиях остро встает вопрос практического владения инструментом.

Все это позволяет констатировать, что фортепианные произведения современных белорусских композиторов могут послужить материалом для разработки и создания творческих заданий в процессе учебно-музыкальной деятельности студентов на уроках фортепиано и способствовать формированию у них творческих навыков исполнения. Аннализируя знания, умения и навыки, получаемые студентом в индивидуальном классе, следует отметить, что знания, как наиболее общие понятия включают в себя факты, музыкальные явления, всю общность информации, получаемой студентом в классе специнструмента, но они не обязательно носят творческий характер. Умения - предполагают обязательную поддержку в виде специально разработанных упражнений, помогающих решать творческие задания. Навыки же - высшая ступень творческого преломления знаний в музыкальной деятельности, не требующие постоянного подкрепления упражнениями.

В процессе опытно-экспериментальной работы нами были разработаны группы творческих заданий.

1 группа заданий - на основе эмоционально-образного содержания музыкального произведения:

• создание концепции исполнительской трактовки произведения. Задание может иметь несколько разноуровневых вариантов (интерпретации подтверждающие авторскую мысль, частично совпадающие с авторским замыслом или интерпретации полностью разрушающие авторский образ);

•    вербализация музыкального образа. Задание используется в тех случаях, когда студент не в состоянии передать образно-эмоциональное содержание произведения;

•    расширение контекстного содержания произведения в процессе работы с литературой: изучение биографии композитора, эпохи создания произведения, музыковедческие работы с анализом художественного произведения, музыковедческие работы, раскрывающие ассоциативные связи и аналогии с другими видами искусств.

2 группа заданий - творческие задания, укрепляющие техническую базу студента:

•    на основе нотного материала произведения белорусского автора составить упражнения, помогающие преодолеть трудные фрагменты музыкальной пьесы;

•    поиски вариантов тембровой окраски произведения или его фрагмента;

•    творческий анализ разных редакций одного и того же произведения;

•    поиск и апробация различных ритмических и штриховых вариантов над трудными эпизодами.

Работа над исполнительскими умениями с использованием перечисленных методов осуществлялась при изучении произведений следующих белорусских композиторов: П. Подковыров (24 прелюдии, ноктюрны); В. Оловников (прелюдии, концертный этюд); Г. Вагнер (скерцо, токката, вариации); А. Богатырев («Размышление», «Вальс Нины», фантастические танцы); Е. Глебов («Белорусские сувениры», «Фантастические танцы», «Мушкетеры», фортепианные транскрипции музыки к балету «Маленький принц»; А, Клумов («Каприччио», «Бульба»); О. Иванов («Крою у начы», «Роздум»); А. Мдивани (цикл «Приношение детям») и т.д.

Результаты практической работы позволяют сделать вывод, что использование предложенных групп творческих заданий значительно укрепляет навыки и умения студентов, актуализируют их исполнительский потенциал, приобщают к белорусской национальной культуре.

Считаем необходимым предложить структурную иерархию в направленности личности будущего педагога-музыканта:

—    социально-общественная направленность, в основе которой лежит стремление действовать в интересах общества;

—    статусно-позиционная направленность - стремление к самосовершенствованию, саморазвитию, самоактуализации, формированию профессиональных идеалов, установок, наблюдательности, педагогической рефлексии;

—    действенно-практическая направленность предполагает реализацию потенциальных возможностей и способностей будущего педагога-музыканта.

Из этого следует, что процесс воспитания нравственной позиции будущего педагога-музыканта целесообразно рассматривать через призму отношений к социально-профессиональной деятельности. А это значит, что названный процесс обусловливается функцией морали как регулятором отношений между личностью и обществом.

Категории