«МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ФИННО-УГОРСКОГО МИРА» (ПРОЕКТ ПРОГРАММЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ)

Современное российское музыкальное образование, нацеленное на высокие профессиональные результаты в исполнительской практике, фактически не использует возможности и ресурсы новых информационных технологий в учебной и профессиональной деятельности. Такая ситуация приводит к отсутствию у педагогов детских музыкальных школ (ДМШ) и руководителей творческих коллективов умений и навыков в применении этих технологий в обучении, сложности в получении необходимой информации для повышения квалификации и переподготовки.

Целью проекта является адаптация современного музыкального образования к новейшим технологиям и отработка их вхождения в процесс обучения ДМШ, повышение квалификации преподавателей ДМШ и руководителей творческих коллективов, а также укрепление и расширение единого международного культурно-образовательного пространства.

Задачи проекта состоят в создании учебных модулей с эле¬ментами дистанционного обучения для педагогов ДМШ (с возможностью его частичного использования учащимися старших классов ДМШ) и руководителей творческих коллективов.

Основные направления деятельности по проекту:

Социальная значимость проекта:

-    Социально-психологическая адаптация педагогов к новым информационным технологиям в сфере музыкального образования.

- Формирование толерантного отношения к представителям разных национальным культур, проживающим в Республике Карелия и за её пределами.

В условиях современного информационного потока многие люди слабо вовлечены в историю собственной локальной этнической культуры, а именно она, по мнению социолога из Санкт-Петербурга Светланы Лурье, «должна дать человеку возможности определить себя в мире и дать ему такой образ мира, в котором он мог бы действовать».

Воссоздание образа собственной этнической культуры возможно как за счет ее осмысления, так и за счет освоения иной, «чужой» культуры, сквозь призму которой ярче обозначатся особенности «своего». Кроме того, на процессах освоения, познания «чужой» культуры, адаптации ее к своей иерархии бытия строятся пути бесконфликтного сосуществования разных народов.

Наиболее остро вопросы самоидентификации встают в подростковом возрасте. Вступив в этот возраст, человек сталкивается с тайной своего изменчивого «Я». Интенсивный физический рост и переживания, связанные с ним, осязаемость проблем взрослой жизни, нарастающий груз ответственности вносят сильный диссонанс в «Я»-концепцию подростка. Необходима огромная работа по построению и укреплению этого «Я», которая проходит за счет освоения жизненного пространства и определения своего места в нем. Вопросы этнического самоопределения занимают значительное место в этом процессе, и в последнее время наблюдается их обострение.

Музыка, аккумулируя в себе и образование, и воспитание (через эмоцию), должна наиболее гармонично решить эту задачу. Психологическое определение содержания музыки дано выдающимся советским психологом Б.М.Тепловым: «Музыкальное со¬держание по существу своему есть эмоциональное переживание; внеэмоциональным путем нельзя постигнуть содержание музыки..., но оно не должно быть только эмоциональным. Восприятие музыки идет через эмоции, но эмоцией оно не кончается. В музыке мы через эмоцию познаем мир. Музыка есть эмоциональное познание». Кроме того, музыка, по сравнению с другими видами искусства, обладает явно меньшей понятийной и предметной конкретностью, она невербальна и всегда лично воспринимаема. Познавательная деятельность проходит здесь в большой и очень важной для человека сфере - сфере чувств. Осознавая чувства, вызванные музыкой, человек обогащается новыми для него переживаниями, обнаруживает в себе способность понимать людей, сопереживать и сочувствовать им, что имеет большое личное и социальное значение как важнейшее условие общения. В этом процессе акцент делается на воспитании личностных свойств учащихся, что соответствует личностно-ориентированной концепции современного образования.

Эти положения легли в основу концепции авторской программы «Музыкальная культура финно-угорского мира».

В задачи курса входит:

В работе над программой предлагаются различные новаторские методические приемы (например, опорные конспекты по Шаталову В.Ф., принципы проблемного изложения материала и др.). (См. приложение)

В программе представлены возможные варианты ее трансформации для других образовательных учреждений. С учетом особенностей общеобразовательной школы эта программа может стать основой для курса «Музыкальная культура финно-угорско¬го мира» как продолжение курса «Музыка» и одним из разделов курса МХК (ориентировочно, в 9 классе).

Тематическое содержание программы состоит из двух блоков. Первый блок - «Традиционная культура финно-угорского мира» - посвящена истории, языку, этнографии и музыке финно-угорских народов. Последовательность изучения каждого народа зависит от степени родства и взаимовлияний разных куль¬тур друг на друга. Например, вместе изучаются народы ханты и манси, проживающие в непосредственной близости и имеющие много общих черт, а также венгры, имеющие с ними непосредственное угорское родство. Учащийся сможет проследить пути пространственных и временных перемещений финно-угорских народов, появление различий в культуре этих народов, связанных с приобретением новых «соседей», отчасти реконструировать образ мира этих людей.

Второй блок программы - «Профессиональная музыка фин¬но-угорских народов». Первый модуль этого блока посвящен крупнейшим национальным композиторамXXвека: З.Кодай и Б.Барток, Я.Сибелиус и Г.-Р.Синисало, А.Эшпай, В.Тормис и Э.Бергман. Деятельность композиторов рассматривается сточки зрения влияния национальной культуры на их творчество и места, которое они (композиторы) занимают в культуре этого народа.

Второй модуль - краеведческий. В него вошли произведения профессиональных композиторов Карелии, объединенные по значимым для музыкальной культуры Карелии темам, например, «Калевала» в профессиональной музыке Карелии», «Природа Карелии в музыке» и другие. Цель раздела - помочь учащимся осознать всю уникальность географического и социального положения, которое занимает Карелия, ее этнического многообразия, бесконфликтного сосуществования разных народов, что, несомненно, нашло отражение в искусстве и, в частности, в музыке композиторов Карелии.

Тематический план

1 ч    Введение

2 ч   

3 ч    Венгры

4ч    Ханты. Манси

5 ч    Саамы

6 ч    Мордва

7 ч    Марийцы

8 ч    Удмурты

9 ч    Творческая работа

10 ч    Эстонцы. Ливы

11 ч    Финны. Ингерманландцы

12 ч    Ижорцы.Водь

13 ч    Карелы

14ч    Вепсы

15 ч    Коми

16 ч    Творческая работа

17 ч    Введение

18 ч    Я. Сибелиус

19 ч   

20 ч    Б. Барток

21 ч   

22 ч    3. Кодай

23 ч    Г.-Р. Синисало

24 ч    В.Тормис

25 ч    А. Эшпай

26 ч    Э. Бергман

27 ч    Творческая работа

28 ч    "Калевала" в профессиональной музыке Карелии

29 ч   

30 ч    Традиционная музыка финно-угорских народов Карелии в творчестве профессиональных композиторов

31ч

32ч    Деятельность непрофессиональных композиторов

33 ч    Национальные самодеятельные коллективы Карелии

34ч    Песни о Карелии. Гимн Карелии

35 ч   Творческая работа

К каждой теме прилагается список рекомендуемой литературы и дискография.

Программа содержит ряд творческих заданий, рассчитанных на усвоение, закрепление и проверку знаний, полученных учащимися.

В Петрозаводске программа прошла частичную апробацию в классах с финским уклоном Гимназии № 3, в Педагогическом колледже № 1 на курсе со специализацией «Фольклорное творчество», на курсе по Истории музыки актерского факультета ПГК, а также курсах повышения квалификации учителей музыки и МХК Карельского института повышения квалификации работников образования в декабре 2000 и марте 2001 года.

Категории