Ансамблевые формы музицирования в учебном процессе

Ансамблевая игра в специальной дисциплине «Основной музыкальный инструмент (фортепиано)» занимает одно из важнейших мест. Любое сольное исполнение как таковое включает в себя одновременное сочетание солирующей партии (мелодии) и сопровождения (аккомпанемента) Таким образом, любой исполнитель одновременно использует навыки солирования и аккомпанирования. Игра в ансамбле позволяет максимально совершенствовать данные навыки.

Ансамблевое музицирование включает в себя разнообразные формы, а именно: инструментальный дуэт., трио, квартет и т.д., всевозможные виды камерных ансамблей, т.е. совместное исполнение различных инструментальных составов, и такие более сложные формы, как камерные оркестры, оркестры и т.д. В классе фортепиано преобладает такая форма ансамблирования как четырех, шести, восьмиручное исполнение на одном или двух фортепиано.

Существует несколько этапов по освоению навыков игры в ансамбле: - ознакомительный, подготовительный и исполнительский.

Целью ознакомительного периода в ансамблевом музицировании является воспитание усложненного внимания и ответственного восприятия музыкального материала. В данный период рекомендуется начинать с четырехручного исполнения несложных фортепианных пьес. На данном этапе ансамбль исполняется студентом и преподавателем. Студент должен научиться слушать не только то, что играет сам, но и то, что играет его партнер.

Подготовительный период базируется на прохождении фортепианной литературы более сложного уровня двумя студентами. Исполнители каждой партии ( primo и secondo) детально изучают каждую партию и периодически меняются местами. Данный период характеризуется развитием навыков чтения с листа и формированием дирижерского начала. Читка с листа развивает в студенте быструю ориентировку при исполнении новых, неизвестных ему произведений. Дирижерское начало трансформирует внимание студента в достаточную его внутреннюю собранность.

Исполнительский период в освоении ансамблевых форм развития исполнительских навыков студентов в учебном процессе основан на изучении лучших образцов  фортепианной  литературы,  включающих  в  себя  не только оригинальные инструментальные произведения, но и транскрипции, и различные переложения произведений мировой музыкальной литературы, что значительно расширяет и усложняет процесс овладения ансамблевыми навыками музицирования. На первый план выдвигаются произведения, предназначенные для четырех (восьми) - ручного исполнения на двух фортепиано. Работа над четырех (восьми) - ручными произведениями на двух роялях вносит ряд новых задач:

Одной из важнейших задач в ансамблевом музицировании является выявление исполнительского плана произведений и реализация исполнительской концепции. Главная цель - грамотное применение всего комплекса выразительных средств, воплощение единого целого, конкретное выражение авторского замысла, достижение эквивалентности исполнения всех партий.

Конечным результатом прохождения ансамблевых форм музицирования в учебном процессе является приобретение необходимых знаний, опыта и умения самостоятельного разбора музыкального материала, чтобы впоследствии иметь возможность стать полноценным участником и руководителем того или иного ансамбля. В связи с этим задачи преподавателя класса ансамбля не ограничиваются достижением механической слаженности в исполнении ряда ансамблевых произведений, самой главной следует признать работу художественно -воспитательную. Ведение занятия подразумевает форму, затрагивающую темы о задачах искусства, о языке и выразительных средствах музыки, об элементах музыкального языка в связи с анализом музыкального содержания, об исторической эпохе и авторе исполняемого про из веде ни я. Так им образом в учебном процессе рассматриваются вопросы методики преподавания данных видов и форм ансамблевого музицирования в инструментальных классах специальности « Музыкальное искусство».

Категории