Ценностные предпочтения в музыкальном искусстве в среде студенческой молодежи

Ценности охватывают все области жизнедеятельности человека и непосредственно на них влияют. В последнее время в педагогике возникла проблема формирования у студенческой молодежи ценностного отношения к музыкальному искусству как необходимого элемента эстетического воспитания.

Наше исследование имело целью изучение представлений студенческой молодежи о значении музыки в их жизнедеятельности, а также выяснение отношения учащихся вуза к определенным музыкальным направлениям. Для ее достижения нами была выбрана анкета, которая состояла из следующих вопросов: 1. Что для Вас значит музыка? 2. Перечислите известные Вам коллективы исполнителей: а) рока; б) джаза; в) оперы; г) эстрады; д) инструментальные. 3. Как Вы относитесь к джазу 4. Как Вы относитесь к рок-музыке 5. Какие музыкальные передачи Вы смотрите по телевидению?

Для обработки результатов исследования нами было избрано вычисление уровня предпочтений в процентном соотношении.

В эксперименте принимали участие студенты Брестского государственного университета им. А.С Пушкина: II курс специальности «Педагогика и психология дошкольная. Физическая культура»(18 человек) и специальности «Педагогика и психология дошкольная. Практическая психология»(20 человек), а также I и V курсы специальности «Начальное образование. Музыкальное искусство» (25 человек).

В результате сравнительного анализа ответов мы выявили, что:

I.    Для респондентов немузыкальных специальностей преобладают гедонистические и потребительские характеристики значимости музыки — «средство для эмоциональной разрядки» (100 %), «средство для достижения эстетического наслаждения» (80%). В то же время 60% опрашиваемых осознают важную роль музыкального искусства в вопросе уравновешивания рационального и эмоционального начал в человеке. Всего 2 % учащихся указывают на «возможность расширить познания о мире и искусстве», «двигатель моего эстетического само¬воспитания», «средство для познания тончайших нюансов внутреннего мира человека», «средство для достижения высокого уровня культуры». Студенты-музыканты также отдают предпочтение «средству для эмоциональной разрядки» (76 %), однако подчеркивают возможности музыки в познании мира и искусства, а также в качестве «средства для самовыражения и развития интеллекта» (60 %).

II.    В результате анализа анкеты выявилось преобладание интереса к современной эстрадной и рок-музыке. При этом у большинства учащихся нет определенных предпочтений в области эстрадной музыки (63 % «знают очень многих»). Студенты без музыкальной подготовки намного лучше ориентируются в рок-музыке. Чаще всего называются такие коллективы, как «ДДТ» и «Би-2». В поп-направлении — «Премьер-министр», «Любэ», «Тэту».

76 % всего числа опрашиваемых не знакомо с творчеством джазовых и оперных исполнителей. Весьма высоким оказался процент незнания инструментальной музыки - 88 %.

III—IV. Вопросы отношения к джазу и рок-музыке выяснили предпочтения студентов более подробно:

  1. 1. Джаз, Студентов всех специальностей «привлекает ритм» (42%); практически одинаковое количество голосов «относятся безразлично» (44%). В то же время 46 % музыкантов очень любят данное направление, что можно объяснить более зрелым музыкальным опытом. Это подтверждает и желание учащихся с музыкальной подготовкой увеличить объем своих знаний в данном вопросе.
  2. Рок-музыка. Здесь познания и мнения студентов разных специальностей резко полярнь;. Большинство студентов немузыкальных специальностей весьма интересуется такого рода музыкой и выска¬зывает максимум симпатий (66 %). Студенты-музыканты в преобла¬дающем количестве (75 %) «относятся спокойно» к рок-направлению, причем, к V курсу такое мнение высказывают 100 %.

V. Сегодня СМИ не заинтересованы в культурно развитом слушателе и отдают предпочтение не выдающимся образцам музыкальной культуры, а развлекательному искусству, зачастую весьма низкого качества. Это непосредственно влияет и на ответы наших респондентов — чаще всего упоминаются такие музыкальные передачи, как «Песня года» (72 %), «Фабрика звезд (42 %), юбилейные концерты отдельных исполнителей (47 %). Чрезвычайно мало заинтересованы студенты в просмотре таких программ, как «Романтика романса» (1 %), «Билет в Большой» (0,8 %), демонстрация фильмов-опер и фильмов-балетов (1,3 %).

Таким образом:

Однако есть возможность исправить ситуацию в позитивном направлении. Мы видим выход в разработке методик целенаправленного постижения музыки как самостоятельной ценности и как посредника в вопросе осмысления общечеловеческих ценностей.

Категории